Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Яндекс.Метрика

ОБРАЩЕНИЕ

IV-ГО ВСЕРОССИЙСКОГО КОНГРЕССА "ПРАВО НА ЛЕКАРСТВО" 
К ПРЕЗИДЕНТУ РФ В.В. ПУТИНУ

"ОБ ОПАСНОСТИ НЕВЕРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ"

 

 03.11.2016.                                                                                    Москва

 

Уважаемый Владимир Владимирович!

 

Регулирование одной из важнейших проблем здравоохранения - лекарственной терапии пациентов - на сегодняшний день осуществляется хаотично и зачастую совершенно не учитывает интересов пациентов и мнения врачебного сообщества. В первую очередь, это касается проблемы взаимозаменяемости лекарственных препаратов.

Замена лекарственной терапии пациенту является прерогативой лечащего врача и самого пациента. Именно врач вместе с пациентом должны решать, что нужно пациенту, врач должен нести ответственность за исход лечения и при необходимости принимать решение о замене препарата. Во многом из-за недоверия к врачам, оформленном в законе, теперь замену лекарств осуществляет провизор в аптеке в своих коммерческих интересах, а также различные административные органы для целей государственных закупок.

Замена лекарственного препарата административным путем еще больше ограничивает врача в возможности выбора лекарств и приводит к нарушению прав и интересов здоровья пациентов. Учитывая, что в рамках действующих процедур закупок единственным критерием является стоимость препарата, производители заинтересованы всеми возможными способами снижать себестоимость продукции, что, в том числе, может сказаться и на качестве препарата. При этом экономия зачастую обеспечивается за счет отказа от использования более удобных для пациентов средств ввода препаратов, как, например, преднаполненные шприц-ручки для подкожного введения или таблетированные препараты вместо жидких форм, требующих проведения инъекций в условиях стационара. Таким образом, пациенты все меньше получают лекарства, которые им действительно нужны, взамен им предоставляется, только то, что было закуплено и по самой дешевой цене.

Вопросами взаимозаменяемости сейчас занимаются сразу два органа власти – ФАС и Минздрав. Каждый из них руководствуется разными нормами права. Минздрав основывается на законе об обращении лекарственных средств, а ФАС, игнорируя специально установленные для обращения лекарств нормы и порядок, руководствуется общими нормами законодательства о конкуренции. В результате, в отношении лекарственных препаратов определяются две разные взаимозаменяемости, что препятствует нормальному функционированию системы лекарственного обеспечении и нарушает права пациентов.

Ввиду того, что до сих пор не приняты необходимые подзаконные нормативные акты, устанавливающие специализированные требования к регистрации впервые выделенных в отдельную группу в 2015 г. биологических лекарственных средств, в том числе, в отношении проведения клинических исследований, регистрации и фармаконадзора, осуществление административной замены биологических лекарственных препаратов по международному непатентованному наименованию (МНН), без учета мнения врача и пациента представляется не обоснованным и нарушает права пациентов на необходимую помощь.

Административное регулирование взаимозаменяемости быстро приведет к тому, что взаимозаменяемыми окажутся лекарства с разными МНН, предназначенные для лечения одной нозологии, но более дешевые по цене. И в этом случае автоматическая замена препаратов разных МНН на уровне закупки может привести к катастрофическим последствиям как для пациентов, так и для системы здравоохранении РФ, поскольку сопутствующие автоматической замене нежелательные реакции могут свести на нет всю выгоду от закупки более дешевого препарата, посредством увеличения сроков госпитализации, ухудшения течения заболевания, расходами на больничные листы, инвалидность и т.д.

Как Вы знаете, проблема российского понимания взаимозаменяемости, осложняет регулирование и в Евразийском экономическом союзе.

На основании изложенного IV-й Всероссийский конгресс "Право на лекарство" просит Вас дать поручение Правительству России:

  • предусмотреть в законодательстве, что взаимозаменяемость лекарственных средств определяется врачом, а не административными органами;
  • адаптировать в рамках действующего законодательства разработанный Всемирной организацией здравоохранения механизм присвоения уникальных кодов в дополнение к МНН второго и последующих, зарегистрированных в РФ в рамках одного наименования биологических лекарственных препаратов, с целью улучшения их идентификации врачами, пациентами и иными субъектами обращения лекарственных средств.
  • не допускать замену конкретного лекарства, как минимум, в течение одного года, если оно показало свою эффективность и безопасность для конкретного пациента, и если речь не идет о замене на более эффективный препарат.