Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Яндекс.Метрика

  ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ЛИГА ЗАЩИТНИКОВ ПАЦИЕНТОВ

http://ligap.ru/                                                                                                                                                   8(985)644-72-38

                                                                                                                                                                              liga@ligap.ru

02.03.2016.

 

«О бюджетном развороте

в здравоохранении»

Заместителю

Председателя Правительства

Российской Федерации

Голодец О.Ю.

 

Уважаемая Ольга Юрьевна!

 

Позвольте обратить Ваше внимание на возможность существенной активизации пилотных проектов по лекарственному обеспечению.

Как Вы знаете, обеспечение пациентов лекарствами амбулаторно приводит к существенному снижению расходов на скорую помощь и стационарное звено. Этот факт получил подтверждение в пилотном проекте Кировской области, где сообщают о том, что вложение 30 млн. рублей дало эффект на 90 млн. рублей. Это – закономерный результат. Проблема в том, что область не смогла воспользоваться этими эффектами, чтобы снова направить их на лекарства, потому что эта экономия оказалась в руках ТФОМС.

Кроме того, поскольку федеральная власть не может предложить регионам ничего, кроме методологии (которая пока не создана), уговоров и контроля, то не очень много регионов желают вступить в пилотные проекты.

Между тем, и у той, и у другой проблемы есть одно и то же эффективное решение. Для себя я определяю его, как бюджетный разворот.

Суть его в том, чтобы обеспечить региону доступ к полученной экономии от вложенных в амбулаторные лекарства средств, причем не только в ТФОМС, но и в ФСС (сокращение нетрудоспособности), ПФР (сокращение расходов на инвалидов), а также учесть повышение доходов бизнеса за счет роста числа трудодней.

С точки зрения правового механизма следует отметить следующее:

  • В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) предоставляются первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная (ч.1 ст. 80 ФЗ № 323);
  • Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками, а также на основе стандартов медицинской помощи (ст. 37 ФЗ № 323);
  • Медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность на основе порядков, а также стандартов медицинской помощи (ст. 79 ФЗ №323).
  • Стандарт медицинской помощи ... включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения: … зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз)... (там же).
  • Страховое обеспечение в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования устанавливается исходя из стандартов медицинской помощи и порядков... (п.4 ст.35 ФЗ № 326);
  • Структура тарифа (ОМС) на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств... (п.6 ст. 35 ФЗ № 326).

Приведенная совокупность правовых норм является прямым раскрытием конституционного права на бесплатную медицинскую помощь, которая невозможна сегодня без лекарств, и в стандарт медицинской помощи действительно входят лекарства, а стандарт служит основой для расчета тарифа ОМС.

На этом основании уже год назад на конгрессе «Право на лекарство» мы начали задавать представителям Минздрава РФ и ФФОМСа вопрос о том, почему они не выполняют закон в отношении лекарств, содержащихся в стандартах первичной медико-санитарной помощи, и не закупают их для пациентов бесплатно?

Ответа мы не получили, однако, как теперь становится ясно, вышесказанная правовая логика является ключом к решению проблем пилотных проектов, в частности, проблемы использования экономического эффекта, который получен в Кировской области.

То есть у региона (а не только у граждан) уже сегодня имеются правовые основания, чтобы требовать у ФФОМСа оплаты лекарств в амбулаторном звене.

Понимая, однако, что сейчас ФФОМС к этому не готов, мы предлагаем использовать полученную экономию, как элемент софинансирования со стороны федеральной власти. То есть регион вкладывает некую сумму денег, а полученный экономический эффект ТФОМС направляет на амбулаторные лекарства, каждый раз увеличивая сумму вместе с увеличением эффекта.

Этот механизм может стать частью договора между Минздравом РФ, исполнительной властью субъекта РФ и ФФОМС (ТФОМС).

В разных регионах можно использовать разные объекты финансирования (нозологии или лекарства, хотя правильнее, видимо, начинать с сердечно-сосудистых в силу их распространенности), чтобы сравнить эффекты. Тогда в рамках пилотных проектов главным становится отработка взаимодействия между указанными органами власти, разработка индикаторов эффективности и их внедрение, методика бюджетного разворота.

Такой подход позволит оценить не только методологию программы для всей страны, но главное укажет уровень главного риска – рост потребления лекарств и, соответственно, влияние на бюджет. Следует сказать и то, что оплата лекарств государством, рост потребления лекарств в норме должны существенно снижать цены в сравнении даже и с регулируемыми ценами, и с ценами в аптеках сегодня.

Впоследствии (год-два) наиболее успешные пилоты без задержек должны применяться на всю страну так же с использованием бюджетных разворотов. 

Участие в этой программе ФСС и ПФР (возможно, как стороны договора или же мониторы) позволят Правительству РФ оценить ее эффективность по снижению числа больничных и расходов на инвалидность. Кстати, эта программа позволит со временем отвязать получение лекарств от статуса инвалида, что приведет к сокращению числа инвалидов и сокращению бюджета в этой связи. Снижение числа дней нетрудоспобности автоматически будет означать и увеличение числа трудодней, что является прямой выгодой для работодателей. Все это Правительство РФ может учесть, определив дополнительное федеральное софинансирование программы в случае недостатка средств в ходе бюджетного разворота.

Впрочем, возможно, что и сейчас само Правительство РФ изыщет средства для запуска этой программы в более активном режиме, уже прямо стимулируя регионы для участия.

Как записано в Стратегии лекарственного обеспечения, ее цель – достижение всеобщности лекарственного обеспечения. Предложенный Вам механизм способен решить эту задачу, поскольку он даст не только хороший экономический эффект, но и здоровье людям и порой даже жизнь.

В связи с этим отпадет необходимость в различных льготах на лекарства и ведении множества перечней. Одним из эффектов программы станет существенное повышение эффективности здравоохранения, давно назревшее усиление амбулаторного звена и снижение нагрузки на самые затратные сегменты помощи. 

Политический эффект от этой программы будет одним из самых сильных, и ее результаты, если начать сейчас, будут видны уже в 2018 году, что важно для Президента РФ в год его перевыборов.

В связи со сказанным прошу создать межведомственную группу при Минздраве России с поручением о координации проведения пилотных проектов и перенаправлении на приобретение лекарств средств ОМС, образовавшихся в результате оплаты субъектами РФ лекарств в рамках первичной медико-санитарной помощи.

            Приглашаю Вас посетить III-й Всероссийский конгресс «Право на лекарство», который состоится 26 Мая 2016 года в 9:30,      адрес: г. Москва, ул. Русаковская, дом 13, строение 5, концертный зал "Бородино-холл". Формат конгресса: аналитическое ток-шоу, где будет возможность обсудить указанные темы в кругу профессионалов и заинтересованных лиц с участием представителей органов власти субъектов РФ, ответственных за лекарственное обеспечение.

 

С уважением,

 

 

Президент «Лиги пациентов», член Экспертного совета при Правительстве РФ, Общественного совета и Этического комитета при Минздраве России

 

 

 

 

А.В. Саверский