Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Яндекс.Метрика

Судебные решения

В данном разделе представлены наиболее яркие и показательные судебные решения. Однако в правовых статусах препаратов ищите наличие конкретных судебных решений.

 

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 августа 2019 г. N 29-КГ19-1

 

Верховный Суд РФ, отменив решение апелляционной инстанции, оставил без изменения решение суда первой инстанции о признании права истца на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом с учетом решений врачебной комиссии и консилиумов врачей соответствующих медицинских организаций о разрешении к индивидуальному применению истцом по жизненным показаниям лекарственного препарата, не зарегистрированного на территории РФ

 

Суд первой инстанции, разрешая спор по требованиям Карлаша  М.А. о признании за Карлаш A. права на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом "Церлипоназа альфа" по жизненным показаниям и возложении на Министерство здравоохранения Пензенской области обязанности принять меры по организации обеспечения Карлаш  А. указанным лекарственным препаратом в дозе, рекомендованной медицинской организацией, установил совокупность юридически значимых обстоятельств, дающих основание для удовлетворения исковых требований Карлаша  М.А., исходя из подлежащих применению к спорным отношениям норм права, а именно: наличия у Карлаш A. редкого (орфанного) наследственного заболевания и статуса ребёнка-инвалида вследствие этого заболевания, нуждаемости Карлаш  А. по жизненным показаниям в лечении лекарственным препаратом "Церлипоназа альфа", не зарегистрированным на территории Российской Федерации, назначения данного препарата как единственно возможного варианта лечения решением врачебной комиссии и консилиумом врачей ФГБУ "Российская детская клиническая больница, а также консилиумом врачей государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Пензенская областная детская клиническая больница им. Н.Ф.  Филатова" - в связи с чем возложил на Министерство здравоохранения Пензенской области обязанность принять меры по организации обеспечения Карлаш  А.М. лекарственным препаратом "Церлипоназа альфа" в дозе, рекомендуемой уполномоченной медицинской организацией.

Обстоятельства дела, установленные судом первой инстанции, и соответствующие им выводы суда первой инстанции не опровергнуты ответчиком - Министерством здравоохранения Пензенской области в ходе судебного разбирательства, в том числе и в суде апелляционной инстанции.

Не установив каких-либо новых обстоятельств и не применив изложенные выше нормы материального права в их системной взаимосвязи, суд апелляционной инстанции не согласился с приведёнными выводами суда первой инстанции и отказал Карлашу  М.А. в иске в части признания за Карлаш A. права на бесплатное обеспечение препаратом "Церлипоназа альфа" по жизненным показаниям, указав, что заболевание, которым страдает Карлаш A., хотя и относится к числу редких (орфанных) заболеваний, поименованных в Перечне редких (орфанных) заболеваний, опубликованном на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации, однако не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012  г. N  403, а также что назначенный ей лекарственный препарат не зарегистрирован на территории Российской Федерации, не предусмотрен стандартом медицинской помощи и не входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и лекарственных препаратов, отпускаемых населению при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно.

Между тем суд апелляционной инстанции не учёл, что несмотря на невключение имеющегося у Карлаш  А. редкого (орфанного) наследственного заболевания в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, именно в связи с этим заболеванием ей с 9 июня 2017  г. (...) установлена инвалидность. Вследствие этого Карлаш  А. как ребенок-инвалид в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994  г. N  890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", а также Федеральной и Территориальной программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи имеет право на обеспечение за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

На недопустимость отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации указано Министерством здравоохранения Российской Федерации в письме от 8 июля 2013  г. N  21/6/10/2-4878. В этом же письме разъяснено, что Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.

Суд апелляционной инстанции также оставил без внимания, что не зарегистрированный на территории Российской Федерации препарат "Церлипоназа альфа" был назначен Карлаш A. по жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации в соответствии с пунктом 3 Положения о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005  г. N  494. То есть в данном случае имеется медицинский документ, содержащий назначение лекарственного препарата, выданный медицинскими работниками и являющийся основанием для приобретения этого препарата. Отсутствие рецепта врача не может умалять право ребёнка-инвалида, страдающего редким (орфанным) заболеванием, на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, назначенным ему решением консилиума врачей по жизненным показаниям.

Исходя из положений постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994  г. N  890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", предусматривающих обязательства органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению детей-инвалидов в возрасте до 18 лет всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, а также положений Федеральной и Территориальной программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, устанавливающих обеспечение лекарственными средствами бесплатно отдельных категорий граждан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994  г. N  890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", суждение суда апелляционной инстанции о том, что возможность обеспечения детей-инвалидов по жизненным показаниям лекарственными препаратами, не зарегистрированными на территории Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета либо бюджета субъектов Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрена, нельзя признать правильным.

Ссылка суда апелляционной инстанции в обоснование вывода об отказе Карлашу  М.А. в иске в части признания за Карлаш A. права на бесплатное обеспечение препаратом "Церлипоназа альфа" по жизненным показаниям на то, что лекарственный препарат "Церлипоназа альфа" не предусмотрен стандартом медицинской помощи, ошибочна, поскольку в решении консилиума врачей ФГБУ "Российская детская клиническая больница" указано, что назначение названного препарата при наличии быстро прогрессирующего характера течения заболевания с вовлечением в процесс центральной нервной системы является единственно возможным вариантом лечения Карлаш  А.

Суд апелляционной инстанции, процитировав положения статьи  41 Конституции Российской Федерации о том, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, оказываемую гражданам в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно, не применил их во взаимосвязи с нормами действующего в Российской Федерации законодательства в сфере охраны здоровья граждан, а также с нормами международного права - Конвенции о правах ребёнка и Конвенции о правах инвалидов, устанавливающими, что государствами - участниками Конвенций, к которым относится и Российская Федерация, принимаются все необходимые меры для обеспечения детям права на жизнь и на охрану здоровья, первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребёнка-инвалида.

Право на жизнь - основа человеческого существования, источник всех других основных прав и свобод и высшая социальная ценность, право на охрану здоровья представляет собой высшее для человека благо, без которого могут утратить значение многие другие блага (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009  г. N  816-О-О).

С учётом того, что назначение консилиумом врачей ФГБУ "Российская детская клиническая больница" Карлаш A. по жизненным показаниям лекарственного препарата "Церлипоназа альфа" - единственно возможный вариант её лечения, отказ Министерства здравоохранения Пензенской области в обеспечении её этим препаратом за счёт бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации нарушает её право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством, на что правильно указал суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования Карлаша  М.А. о признании за Карлаш A. права на бесплатное обеспечение препаратом "Церлипоназа альфа".

 

 

 

Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 мая 2018  г. N  11-КГ18-8

 

 

Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 мая 2018  г. N  11-КГ18-9

 

Данные Определения Судебной коллегии по административным делам ВС РФ являются важнейшими в системе льготного лекарственного обеспечения.  
Суд для разных лекарств, одно из них есть в стандарте, а другого нет, применил право ВК, а также компетентное мнение специализированных федеральных учреждений здравоохранения. При этом суд использовал практически все правовые основания и льготы от прав инвалида и социальных льгот до силы стандарта, которая впервые упоминается на таком уровне судебных документов. Однако решающим данных конкретных делах явились решения ВК и ФГУ. В этом смысле пациентам и медицинским организациям, работающим с иногородними пациентами, можно дать рекомендацию оформлять вопросы лекарственного обеспечения, и, видимо, иные специальные вопросы медицинской помощи, именно решениями врачебных комиссий своих учреждений, поскольку это имеет процессуальную силу, что и видно из принятых Определенией.
 
"Стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. Но в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов, чем те, которые включены в Стандарт.
 
В отношении заболевания Х. З.Р. в Стандарте препарат ... не поименован, что, в силу прямого указания части 5 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", влечет возможность его назначения и применения по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии, созданной в соответствии со статьей 48 данного закона".
 
Фактически, данные определения вплотную приблизились к тому, что мы называем платформа "Право на лекарство" (основа нашего сайта). Верховному Суду остался сделать небольшой шаг, чтобы признать, что лекарство, имеющееся в стандарте, пациент вправе получить бесплатно, а за пределами стандарта - есть решения ВК, и льготы конкретного пациента в этой схеме не имеют решающего значения, и значит, право на бесплатное амбулаторное лекарственное обеспечение имеет любой гражданин.

Благодарим компанию "Гарант" за предоставление данных Определений. 

 

Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 11 октября 2013 г. по делу N 33-9914/2013

Доводы апелляционной жалобы о том, что недостаточен объем финансирования для полноценного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, министерство здравоохранения неоднократно обращалось в адрес министерства финансов Волгоградской области, депутатов Волгоградской областной Думы о необходимости выделения дополнительных бюджетных средств, тем самым, предприняв все меры, направленные на обеспечение региональных льготников бесплатными лекарствами, не состоятельны к отмене решения суда, поскольку выполнение возложенных законом на орган государственной власти обязанностей не ставится в зависимость от наличия или отсутствия средств, необходимых для их исполнения.

Неисполнение ответчиками обязательств, установленных Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Законом Волгоградской области от 15 февраля 2013 года N 15-ОД "О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Волгоградской области медицинской помощи на 2013 год и плановой период 2014 и 2015 годов", нарушило право <.......> группы М. на бесплатную медицинскую помощь.

Признано незаконным бездействие министерства здравоохранения Волгоградской области, выразившееся в необеспечении М. лекарственным препаратом "<.......>) в количестве 400 мг в сутки в период с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время.

Возложена обязанность на государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Иловлинская центральная районная больница" обеспечить своевременное оформление рецептов М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на лекарственный препарат Вимпат (Лакосамид) в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями.

Возложена обязанность на министерство здравоохранения Волгоградской области обеспечить лечение М. лекарственным препаратом Вимпат (Лакосамид) в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями.

Возложена обязанность на министерство здравоохранения Волгоградской области как главного распорядителя бюджетных средств ежегодно при планировании расходов бюджета учитывать объемы финансовых средств, необходимых для обеспечения в соответствии с медицинскими показаниями М. лекарственным препаратом Вимпат (Лакосамид).

Взысканы с министерства финансов Волгоградской области за счет средств казны Волгоградской области в пользу М. расходы на приобретение препарата <.......>) за ДД.ММ.ГГГГ года в сумме <.......> рублей <.......> копеек.

В части возложения обязанности на министерство здравоохранения Волгоградской области обеспечить лечение М. лекарственным препаратом <.......>) в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, решение обращено к немедленному исполнению.

 

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 1054-о «Об отказе в принятии к рассмотрению запросов Кабинета министров республики Татарстан и Вахитовского Районного суда города Казани о проверке конституционности Пункта 10 части 1 статьи 16 и части 9 статьи 83 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

 

В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации Кабинет Министров Республики Татарстан просит признать не соответствующими Конституции Российской Федерации следующие положения Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации":

пункт 10 части 1 статьи 16, согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 данного Федерального закона;

часть 9 статьи 83, в соответствии с которой обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности (за исключением заболеваний, указанных в пункте 2 части 1 статьи 15 данного Федерального закона), осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В целях реализации государством его конституционных обязанностей в области здравоохранения Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определяет, в частности, правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (пункты 1 и 3 статьи 1).

Данный Федеральный закон впервые на законодательном уровне определил понятие "редкие (орфанные) заболевания" и предусмотрел специальные правила оказания медицинской помощи гражданам, ими страдающим. Согласно его статье 44 редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения (часть 1); перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети "Интернет" (часть 2); на основании этого перечня Правительство Российской Федерации утверждает перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности (часть 3).

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 данного Федерального закона организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а часть 9 его статьи 83 предусматривает обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний из этого перечня за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Тем самым федеральный законодатель возложил на органы государственной власти субъектов Российской Федерации как организационно-управленческие полномочия, связанные с налаживанием и поддержанием наиболее оптимальных в условиях конкретных субъектов Российской Федерации механизмов устойчивого и бесперебойного предоставления нуждающимся в этом гражданам необходимых лекарственных средств, так и финансовые полномочия по бюджетному сопровождению мероприятий такого рода.

В то же время из взаимосвязанных положений пункта 2 части 1 и части 2 статьи 15, части 9 статьи 83 и части 4 статьи 101 данного Федерального закона следует, что организационные и финансовые полномочия по обеспечению лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, относятся к полномочиям Российской Федерации, осуществление которых с 1 января 2014 года передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации с их финансовым обеспечением за счет субвенций из федерального бюджета.

Разграничив полномочия по лекарственному обеспечению лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел при этом возможность включения Правительством Российской Федерации в перечень заболеваний, в отношении которых лекарственное обеспечение осуществляется Российской Федерацией за счет средств федерального бюджета, дополнительных заболеваний (часть 12 статьи 15 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Такое правовое регулирование, основанное на положениях статей 7 (часть 1), 41 (части 1 и 2), 71 (пункт "в") и 72 (пункты "б", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, само по себе не выходит за пределы дискреционных полномочий федерального законодателя в сфере охраны здоровья, и вместе с тем оно в целом соотносится с той схемой разграничения полномочий в области лекарственного обеспечения лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, которая была реализована в системе законодательства до вступления в силу Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и также предусматривала государственное лекарственное обеспечение соответствующих категорий граждан с участием субъектов Российской Федерации.

Так, согласно ранее действовавшим Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относились, помимо прочего, разработка, утверждение и реализация региональных программ по лекарственному обеспечению населения (пункт 3 статьи 6), а также разработка, утверждение и реализация - в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи - территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (пункт 6 статьи 6 и статья 20.1), включающих в себя и вопросы, связанные с лекарственным обеспечением. Предоставление лекарственных препаратов лицам, страдающим редкими заболеваниями, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, выступало для данной категории граждан фактически основным способом лекарственного обеспечения, что получило отражение, в частности, в разделе III "Источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи" Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 года N 782.

При этом в отношении лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, начиная с 2008 года используется механизм лекарственного обеспечения на основе централизованной закупки лекарств за счет средств федерального бюджета (статья 85.1 Федерального закона от 19 декабря 2006 года N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год", постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2007 года N 682 "О централизованной закупке в 2008 и 2009 годах лекарственных средств, предназначенных для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей" с последующими изменениями). Обеспечение же лиц, имеющих заболевание, входящее в государственную программу лекарственного обеспечения больных с указанными редкими заболеваниями, лекарствами, не включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень, осуществлялось за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010 года N 782 и от 22 октября 2012 года N 1074).

Таким образом, установленное в Федеральном законе "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере лекарственного обеспечения лиц, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, направлено на совершенствование организационно-правового механизма государственного гарантирования права на охрану здоровья граждан, учитывает ранее сложившиеся подходы, связанные с распределением ответственности и взаимодействием органов различных территориальных уровней государственной власти применительно к данным отношениям, и тем самым обеспечивает основанную на принципе поддержания доверия населения к действиям публичной власти разумную стабильность и предсказуемость законодательной политики в области охраны здоровья граждан.

Оспариваемые законоположения не содержат неопределенности с точки зрения их соответствия Конституции Российской Федерации в том аспекте, как они оспариваются заявителями, и, соответственно, не могут расцениваться как нарушающие конституционные права и свободы граждан. Поэтому запросы Кабинета Министров Республики Татарстан и Вахитовского районного суда города Казани не могут быть приняты Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению, как не отвечающие требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми обращения подобного рода признаются допустимыми.

Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, определение Российской Федерацией полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, связанным с реализацией функций социального государства, не означает, что Российская Федерация тем самым перестает нести ответственность за состояние дел в соответствующей сфере (Постановление от 17 июня 2004 года N 12-П; определения от 27 декабря 2005 года N 502-О и от 16 ноября 2006 года N 508-О). Напротив, в случае недостаточности собственных средств для покрытия расходов на обеспечение лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности, субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией в той или иной форме финансовой помощи целевого характера.