Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Яндекс.Метрика

II-й  Всероссийский Конгресс «Право на лекарство»

19 ноября 2015, Москва, Бородино-холл

РЕЗОЛЮЦИЯ 

Участники II-го Всероссийского конгресса «Право на лекарство» (Москва) провели слушания и дискуссию о стоимости бесплатного для граждан лекарственного обеспечения. В целом, Конгресс согласился с тем, что государство ежегодно дополнительно к нынешним расходам должно выделять около 490 млрд. рублей (в ценах 2012 года), чтобы покрыть расходы на закупку лекарств для всеобщего бесплатного лекарственного обеспечения, включая амбулаторные и орфанные лекарства. В этом случае право граждан на бесплатную медицинскую помощь в части лекарственного обеспечения может быть полностью реализовано. 

Учитывая представленные расчеты и данные пилотного проекта в Кировской области, Конгресс полагает, что поэтапные инвестиции в лекарственное обеспечение со стороны федерального бюджета могут привести к перераспределению ресурсов внутри здравоохранения таким образом, что часть затрат на лекарства будут покрыты за счет экономии, полученной в результате этих инвестиций.

При этом инвестиции в здоровье населения и продолжительность жизни должны быть приоритетными, что отраженно в ст. 6 ФЗ РФ № 323 от 21.11.2011., и не может быть реализовано, если при определении бюджетной политики государства этот приоритет не учитывается. 

Таким образом имеется совпадение правовых и финансово-экономических оснований для обращения к Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации с ходатайством о более интенсивном внедрении программы бесплатного лекарственного обеспечения и ее поэтапном введении, что соответствует основным подходам Стратегии лекарственного обеспечения.

Эта программа может стать особенно актуальной в предвыборный период.

Конгресс отмечает, что в условиях одноканального финансирования стоимость лекарств должна включаться в тарифы ОМС. 

В тоже время противоречия в нормативно-правовых актах порождают нарушение прав граждан, коррупцию и хаос в практике правоприменения. Например,

  • обязанность медицинской организации выполнить стандарт, включая и лекарственное обеспечение, противоречит тому, что эти же лекарства не включены либо в какой-либо из перечней, типа ЖНВЛП, либо в тарифы ОМС;
  • необходимость включать в территориальные перечни ЖНВЛП все лекарства, что вытекает из Постановления Правительства РФ № 890 от 30.07.1994. лишает смысла само существование этих перечней;
  • ответственность врача за лечение лишена смысла из-за отсутствия у него права выписывать лекарства по торговому наименованию,
  • и т.п.;

В части монетизации льгот Конгресс отмечает, что государство согласно Конституции РФ гарантирует гражданам право на медицинскую помощь, но не гарантирует денежные выплаты за отказ от права на эту помощь. Созданная система монетизации по факту стала предложением гражданам отказаться от конституционного права на медицинскую помощь, что не допустимо согласно ч.2 ст. 55 Конституции РФ (отмена права запрещена), и потому – это одно из существенных противоречий, требующих устранения. 

Конгресс обращает внимание органов власти на то, что введение правил о выписке лекарств по МНН лишило врача возможности полноценно назначать нужные пациенту лекарства и контролировать результаты лечения, а также сняла с него ответственность за эти результаты. Фактическая передача права назначения лекарства по торговому наименованию в аптеку поставила пациента в зависимость от коммерческих интересов аптеки. Таким образом интерес врача в работе с медицинскими представителями был заменен коммерческим интересом аптеки, что ни в коем случае нельзя считать решением проблемы навязывания пациенту тех или иных препаратов. 

Конгресс отмечает, что единственной возможностью участия населения в погашении части расходов в сфере лекарственного обеспечения в рамках действующего законодательства является взимание налога на рецепт, который может поступать в бюджет для погашения расходов на содержание аптек, хранения и транспортировки лекарств и т.п. Эта мера может оказаться необходимой для повышения ответственности пациентов при приеме лекарств, поскольку получение бесплатных препаратов может приводить к пренебрежению ими. Размер и механизм взимания налога  не должны затруднять доступ к лекарствам. При этом взимать с населения соплатежи за лекарства недопустимо. 

На основании изложенного конгресс просит Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство Российской Федерации: 

  1. Дополнить ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323 от 21.11.2011. нормой, согласно которой медицинская помощь включает в себя лекарственное обеспечение;
  2. Обеспечить гражданам реализацию права бесплатной медицинской помощи, включая лекарственную, в полном объеме за счет поэтапного инвестирования необходимых ресурсов дополнительно к выделяемым в настоящее время;
  3. Выявить и устранить противоречия в нормативно-правовых актах в сфере лекарственного обеспечения, гармонизировать законодательство и нормативно-правовые акты;
  4. Отказаться от монетизации льгот, как от программы, нарушающей конституционное право граждан на медицинскую помощь;
  5. Доработать Стратегию лекарственного обеспечения, создать модели лекарственного обеспечения и утвердить их Постановлением Правительства РФ в качестве приложений к Стратегии;
  6. Обеспечить финансирование орфанных лекарств за счет федерального бюджета на условиях полного финансирования или софинансирования субъектов РФ;
  7. Ввести в тарифы ОМС стоимость лекарственных препаратов;
  8. Обеспечить автоматическое включение в Перечень ЖНВЛП лекарств, включенных в стандарт;
  9. Рассмотреть возможность возвращения врачу права выписки лекарств по торговому наименованию с применением механизмов ответственности за получение и дачу взятки согласно УК РФ при выявлении фактов сотрудничества с представителями фармкомпаний;
  10. Для реализации прав потребителя на информацию о лекарстве ввести отличительные знаки в маркировку оригинального лекарственного средства.

Конгресс считает необходимым провести III-й  Всероссийский конгресс «Право на лекарство» в мае 2016 года для обсуждения пилотных проектов, моделей лекарственного обеспечения и контроля за их реализацией.